Письмо Тамары Муравьевой

Лучше нет для нас подарка,
Чем зеленая байдарка.
У костра сидит Тамарка,
Режет ножиком хлеба.
И волнует нас с тобою
Нечто очень голубое –
То ли речка, то ли ночка,
То ли общая судьба. (Ю.Визбор)

Открытое письмо  членам Общественной организации «Самарский областной клуб авторской
песни имени Валерия Грушина» от Муравьёвой Тамары Алексеевны, друга Валерия Грушина с 1958 года,
ветерана Туристского клуба песни Валерия Грушина с 1967 по 1977 год,
председателя туристической секции завода КАТЭК с 1967 по 1970 год,
организатора Грушинских фестивалей с 1968 года, председателя Городского
клуба туристов «Жигули» с 1971 по 1973 год, бессменного руководителя и
директора Музея Валерия Грушина с 1969 по 2018 год.
15 февраля 2019 года

Прочитав обращение членов клуба от 17.01.2019 г. и выслушав мнение
Бориса Рафаиловича Кейльмана, что же произошло 3 января 2019 года на
заседании правления (Президиума) Клуба, я очень отчётливо поняла, что мы
стоим перед очередным противостоянием Президента Клуба и правления
Клуба – это мы переживали не один уже раз.
Сразу заявляю вам, дорогие мои грушинцы, что я буду голосовать
«против» избрания Б.Р. Кейльмана Президентом Грушинского клуба, а также
«против» предоставления ему статуса президента «заслуженного»,
«почётного», «уважаемого», «знаменитого», «свадебного генерала» и т.д.
Немного истории. Вначале вспомним, как и при каких обстоятельствах
Б.Р. Кейльман стал председателем, а затем и президентом Грушинского
клуба.
1967 год. Ещё нет никакого статуса по руководству, формированию
общественных организаций. Они появляются свободно, при любых заводах,
управлениях, школах, Дворцах культуры, ЖКО, различных организациях и
конторах – в форме клуба, отряда, секции и т. п. Так в апреле 1967 года при
Д/К «Современник» и появился Туристский клуб песни Валерия Грушина
(подробно я рассказываю об этом на стр. 132 в моей книге «Валерий
Грушин»). К этому клубу Борис Кейльман в то время никакого отношения не
имел.
Уезжая на военные сборы в г. Остров Псковской области, Валера нам с
Людмилой Ивановной Васяниной оставляет свои «самиздатовские»
материалы по творчеству Булата Окуджавы и Арика Крупа, небольшую
материальную базу, Устав, список членов клуба (17 человек) и помещение,
выделенное директором ДК «Современник» Галиной Викторовной
Шишковой и закреплённое лично за В. Грушиным как руководителем клуба.
После возвращения со сборов Валера уходит в поход-сплав по реке Уде.
Из похода Грушин не вернулся, и Людмила Васянина берёт на себя все
заботы по организации деятельности клуба: по внутриклубной работе она
опирается на турсекцию завода «КАТЭК»; через Евгения Семёновича
Недосекова и друзей Валеры Грушина она обращается к студенческой
2
молодёжи, через клуб туристов «Жигули» – к туристской общественности.
Обязанности определились как-то сами собой:
Валера Грушин – наше Знамя, он для нас жив и из списочного состава
не вычеркнут;
Люда Васянина – наш идеологический руководитель;
Тамара Муравьёва – «рабочая лошадка», с которой все всё
спрашивают и которая за всё в ответе;
Нина Климанова и Галя Юмашева – ответственные за сбор взносов и
за рост числа членов клуба;
Вячеслав Батраков – ответственный за подготовку членов клуба к
сдаче норм ГТО и обучение и выполнение основных
навыков спортивного туризма – пешего, горного, водного;
Валера Фролов – ответственный за фото-кинорепортажный материал;
Александр Краснопольский – ответственный за творческую часть и
обеспечение нормального рабочего настроя.
С Людмилой Васяниной работать легко, коллектив сложился дружный,
дисциплинированный. Мы в то время всё можем, идей много, воплощать их
тоже есть кому. Проводим фотовыставки, концерты, викторины, олимпиалы,
самодеятельные спектакли. Сценарии на все мероприятия составляются
Л. Васяниной и А. Краснопольским. На 1 ноября 1967 года членами клуба
уже является 61 человек.
1968 год – именно Людмила Ивановна Васянина формулирует и доносит
до властей множество наших постоянных, настойчивых требований провести
фестиваль или песенный конкурс в память о Валере Грушине, т.к. мы, его
друзья, восприняли поступок Валеры за подвиг. Борис Рафаилович не имеет
к этому никакого отношения, да и вообще руководством города и области не
принимается в качестве руководителя категорически.
13.09.1968 г. на совместном заседании Областного Совета по туризму и
экскурсиям и Турклуба «Жигули» мы получаем разрешение провести I-ый
Грушинский фестиваль в рамках программы проведения Областного
туристского слёта «Золотая Осень – 68». Ура!! Победа! Это победа Л.И.
Васяниной и её команды Туристского клуба песни Валерия Грушина.
Почему-то все считают, что Б.Р. Кейльман – знамя Грушинских
фестивалей, а я считаю, что Знаменем фестиваля всегда был, есть и будет
– Валерий Грушин.
1969 – 1970 годы.
Борис Кейльман проявляет себя как человек с замечательными лидерскими
качествами – физически здоровый (ему нипочём восьмичасовой
непрерывный дождь на первом фестивале), лёгкий на подъём, начитан, не без
юмора, эрудированный человек, палец в рот ему не клади – откусит, и метко,
смело на всё найдёт ответ. Но недолго его хамство я буду принимать за
смелость.
3
Первый «наезд» и первое замечание за свою бестактность Борис Кейльман
получил ещё в 1970-м году, когда как ведущий Ночного концерта на плоту-
сцене, представляя лауреата I-II Грушинских фестивалей Станислава
Маркевича, сам не желая того, прилюдно сильно обидел Елену Маркевич,
неосторожно, но резко сказав, что «музой Станислава является Волга и
Жигули, а не молодая жена». Что тут было!..
Урок нам она преподнесла тяжёлый и очень запоминающийся. Вычеркнула
себя и Станислава из членов клуба, и до самой смерти Станислава
ненавидела наш клуб.
1971 год.
Ситуация изменяется, когда Л.И. Васянина выходит замуж за
Ю.К. Криволуцкого, и их семья уезжает по назначению мужа, на Байконур.
Так лидер Туристского клуба песни В. Грушина по семейным
обстоятельствам была «выбита из обоймы», а руководство клубом присвоено
Борисом Кейльманом. Председателем своего Туристского клуба В. Грушина
мы его точно не избирали. Впервые его утвердили председателем
Оргкомитета III Грушинского фестиваля в 1970 г. Вот тут и начинается его
взлёт… А Л.И. Васянина занимается созданием рабочих фестивальных
команд.
Например, с меня она требовала должностные инструкции как с
Ответственного за Справочное бюро, и я разработала три должностные
инструкции на дежурного, статиста и информатора. Большинство же
инструкций составляла она сама. Я понимала её, зачем она это всё делает.
Итог этого – слаженная работа всех команд.
1973-й год. Туристский клуб песни Валерия Грушина просуществовал при
ДК «Современник» уже около пяти лет, но Борис Рафаилович Кейльман
принимает единоличное решение (по приглашению Леонида Егоровича
Жудова, директора ДК «Звезда») перевести клуб в ДК «Звезда», совсем не
задумываясь о моральной стороне этого поступка и объясняя данное решение
и убеждая нас тем, что увеличивается вдвое возможность популяризации
авторской песни и Грушинских фестивалей, и самое главное – у нас
появляется статья доходов от концертов. На тот период на учёте в клубе
состояло более 370 человек, и список членов клуба начинался с Грушина
Валерия Фёдоровича.
Уходя из «Современника», Б.Р. Кейльман просит в обязательном порядке
организовать и провести концерт в честь начала существования Клуба в Д/К
«Звезда».
Мы в то время всё могли. Энергия в нас била ключом. А. Краснопольский
отдаёт составленный ещё совместно с Л.И. Васяниной сценарий по моим
материалам самиздата о творчестве Юлия Кима – запрещённого в родном
Отечестве.
Так в 1974 году существование Туристского клуба песни Валерия
Грушина при Д/К «Современник» заканчивается концертом, посвящённым
4
«XV-летию заводской секции туристов КАТЭК», где, кстати, от политехов
поздравляли КАТЭКовцев «33 юнца-нахалёнка» с лямочками через плечо и
без лямочек, но все с голыми коленками, и начинается существование этого
клуба при Д/К «Звезда» концертом «Кино и песня» по творчеству Ю.
Михайлова (псевдоним Ю. Кима).
Концерт должен был вести А. Краснопольский, т.к. сценарий был написан
«под него», и он по сценарию должен был читать много своих стихов и петь
песни, свои и Ю. Кима, но концерт по решению Б.Р. Кейльмана провёл он
сам – и в итоге был «выбит из обоймы» А. Краснопольский…
В 1974 году я убедилась ещё в одном неприятии событий Б.Р. Кейльманом.
После гибели трёх членов Оргкомитета фестиваля – М. Кузнецова, В.
Землянова и И. Альтшулера в состав Оргкомитета были введены сёстры
Татьяна и Галина Кузнецовы. На тот момент уже в воздухе витало: жанр
авторской, бардовской песни – искусство ли это? Особенно остро это
ощущалось на Грушинском в номинации «авторы» – ну не рождаются часто
Окуджавы, Высоцкие, Галичи, их надо выискивать, воспитывать, пестовать,
лелеять. Сёстрами Кузнецовыми были приглашены Владимир Ланцберг
(Саратов), Борис Щеглов (Москва), Владимир Каденко, Дмитрий
Кимельфельд, Владимир Сергеев (Киев). И пусть киевляне не стали
лауреатами, но как они возвысили авторскую номинацию! А по номинациям
«дуэты», «ансамбли» – это они пригласили дуэт А. Куликова – И. Лучинкина
из г. Одессы, а сборный ансамбль Челябинск-Казань, это же Галя Кузнецова
убедила Мишу Вейцкина выступить ансамблем «Чернильные кляксы» вместе
с Володей Муравьёвым – в результате этот сборный ансамбль занял II место
в номинации «ансамбли».
После четырёх лет председательства в конкурсном жюри Александра
Городницкого на очередной фестиваль он приехать не смог. Даже И.Л.
Фишгойт «струхнул» – это всё-таки не его уровень. Сёстры Кузнецовы
предложили выбрать председателем жюри В.С. Берковского, но Б.Р.
Кейльман среагировал неординарно: Берковский – он же не написал ни
одной песни… – совсем забыв, что он – автор музыки замечательных песен,
таких, как «Гренада» (на стихи М.Светлова), «Песня шагом, шагом…» (на ст.
Н.Матвеевой), «Под музыку Вивальди» (на ст. А.Величанского) и многих
других.
Председательство Виктора Семёновича стало настоящим украшением VII-
го Грушинского.
1975 год – это год проведения VIII-го Грушинского фестиваля, он был
проведён по сценарию Б.В. Скибы и сестёр Татьяны и Галины Кузнецовых.
Девчатами был подобран великолепный состав лауреатов других фестивалей
и именитых гостей, но перед выездом на фестиваль Б.Р. Кейльман, отчитав
девчат за включение в концерт Сергея Стёркина, забирает у них сценарий и
материалы наработок и, заявляет им, что «больше не нуждается в их
услугах», а сам проводит этот фестиваль, воспользовавшись именно этими
самыми наработками Скибы и сестёр Кузнецовых. Сёстры Кузнецовы в
5
Оргкомитете оставались ещё около трёх лет, но вся их работа ставилась Б.Р.
Кейльманом под сомнение.
1977 год – первый юбилей Клуба имени В. Грушина. X-ый Грушинский
фестиваль – последний, прозвучавший по-Грушински. Сёстрами
Кузнецовыми приглашены Михаил Трегер (Ленинград) и Борис Вайханский
(Минск), Александр Перов и Александр Мирзаян (Москва), Яков Коган
(Баку), трио «Ветер» и ансамбль «Геликтит» (Минск), группа Юрия Соколова
и Борис Браславский (Челябинск), Н. Шурова, О. Татаринцева и другие.
Влюблённые в песни Юры Панюшкина обязывают его участвовать в
отборочном конкурсе, где он получает спецприз за песню о родном крае
«Заповедная страна». Сценарий проведения X-го юбилейного фестиваля был
составлен И.Л. Фишгойтом и Т. и Г. Кузнецовыми. Как и в 1975 году, перед
выездом на фестиваль Б.Р. Кейльман с согласия И. Фишгойта забрал все
материалы, подготовленные сёстрами Кузнецовыми, ВТОРИЧНО ЗАЯВИВ,
ЧТО «БОЛЬШЕ НЕ НУЖДАЕТСЯ В ИХ УСЛУГАХ», но также использует
их материалы при проведении фестиваля. Всё это послужило причиной ухода
Т. и Г. Кузнецовых из Клуба, немного позднее под их руководством
создаётся Городской клуб самодеятельной песни (КСП). С ними ушла часть
поддерживавших их членов Клуба, и в итоге с 1975 по 1978 годы мы из
нашего состава потеряли около двухсот человек.
1986 год – год возрождения Грушинских фестивалей. Благодарить за
возрождение фестивалей мы должны лично Егорова Владимира Васильевича,
работавшего в то время в Куйбышевском горкоме КПСС. Он жив, здоров,
можете расспросить его лично или прочитать об этих событиях в моей книге,
или в книге «Грушинское братство» (стр. 262-265), изданной в серии «Гитара
времени» в 2013 году. Борис Кейльман не имел к этому событию никакого
отношения.
1990 год – уже в то время у Володи Ланцберга и Александра
Краснопольского появилась тревога за судьбу авторской песни и за жизнь,
звучание Грушинских фестивалей. На моих глазах, с моим посильным
участием возникла и развилась верная дружба Володи и Александра, с
первых дней встречи ещё на III-м Грушинском фестивале в 1970 году.
С 1991 по 1995 годы Владимир Ланцберг неоднократно приезжает в
г. Самару с детьми-неформалами. Изо всех сил он пытался убедить Бориса
Рафаиловича Кейльмана делать ставку не на старшее поколение
«шестидесятников», а растить себе смену с детей, с сегодняшнего поколения.
Но Борису Кейльману этого совершенно не нужно, ставка сделана на
«корифеев» авторской песни – это же беспроигрышно…
Если бы мы (Людмила Ивановна Криволуцкая, Александр Краснопольский
и я) смогли существенно и деятельно, как бы того хотелось, помочь Володе
Ланцбергу, он бы не уехал с детьми в Туапсе, а остался бы в Самаре, с нашим
Грушинским. Но в тот период, в те «лихие 90-е» годы Грушинскому
6
фестивалю самому было необходимо выжить. Он ещё не стал «визитной
карточкой» г. Самары, и были разные мнения относительно его
существования.
Для меня жизнь Владимира Ланцберга в тот период по-настоящему
жизненный подвиг – бросить нажитое в г. Саратове, заняться детьми-
неформалами и уехать в г. Туапсе – это тоже и есть подвиг. В наследие
Грушинскому фестивалю от Владимира Ланцберга осталась и, надеюсь, ещё
долго будет работать «Детская Поющая Республика», и самый низкий поклон
и благодарность за работу с ней Иреку Ахатовичу Гатаулину, г. Ульяновск.
Время уходит очень быстро, уходит в прошлое образ поэта, наставника,
провидца и просто очень хорошего человека, друга, который нам попытался
указать на одну из нитей творческого развития нашего Грушинского
фестиваля, создав и организовав в 1996 году работу II-го Канала на XXIII-ем
Грушинском фестивале. Но, несмотря на обещания Бориса Кейльмана в том,
что в Заключительном концерте на Гитаре-Сцене примут участие и лауреаты
II-го Канала, ни одному из них не было предоставлено такое право, и ни об
одном из них упоминаний не было. Что и привело к большой обиде
Ланцберга и к его разрыву с Грушинским фестивалем (но никак не с
авторской песней!!).
Что только мы, «рабочие лошадки» фестиваля, не претерпели от нашего
президента, надеясь, что будет намного лучше при вторичном возрождении
фестиваля в 2012 году. Но мы не увидели возрождения прежнего
Грушинского фестиваля. Художественная составляющая год от года
опускается всё ниже. При такой ситуации, о которой я говорила выше,
считаю преступлением оставлять Б.Р. Кейльмана на посту президента Клуба
с полномочиями согласно ныне действующего Устава клуба. На протяжении
пятидесяти лет я то терпела, то категорически высказывала Борису
Кейльману своё несогласие по тем или иным вопросам и полагала, что не
надо «выносить сор из избы», что человек исправится, так надо для общего
дела. Но время показало, что хамство и безалаберность в его работе всё
только увеличиваются. А последнее время я всё чаще задаюсь вопросом, ВО
ЧТО ИМЕННО превращается ранее бывший действительно
ОБЩЕСТВЕННОЙ организацией Клуб имени Валерия Грушина?
Но Борис Рафаилович до сих пор никак не хочет видеть многое из
значительного, важного, необходимого для жизни наших Грушинских
фестивалей. Всё-таки приходит время забыть обиды, проблемы, конфликты
между самарскими авторами и коллективами, работающими в жанре
авторской песни.
Борис Рафаилович Кейльман так ни у кого и не научился быть
снисходительным, терпеливым, он никогда ни к кому не прислушивался,
никого кроме себя не слышал, никогда не был благодарным тем, кто всеми
силами старался помочь нашему Грушинскому фестивалю, не пытался
решать проблемы вместе, коллегиально, чем и довёл Грушинский фестиваль
до весьма неинтересного и пустого.
7
Проработав пятьдесят лет плечом к плечу, не могу понять, а уж объяснить
и принять тем более, что наши успехи и наши достижения становились не
общими успехами, а только лишь Славой и Успехом Бориса Рафаиловича
Кейльмана. Его незаменимость всегда росла со скоростью света, а ведь
НЕЗАМЕНИМЫХ У НАС НЕТ! Убедилась в этом на своём примере – я
убеждена, что Музей Валерия Грушина я передаю в надёжные руки. И ещё я
убеждена, что Ирина Викторовна Тибушкина переписывать историю
Грушинского фестиваля никогда не будет, а только приумножит её.
А фактически на фестивалях работали – были ПАХАРЯМИ
ФЕСТИВАЛЕЙ – очень и очень многие, в том числе:
Людмила Васянина
Евгений Недосеков
Владимир Егоров
Юрий Сорокин
Виктор Егоров
Исай Фишгойт
Алексей Разлацкий
Владимир Юдин
Генрих Шур
Мария Волкова
Георгий Сысов
Полина Мошина
Антонина Фофанова
Яков Зуперман
Сергей Немцев
Борис Малыгин
Владимир Бодин
Галина Писанова
Александр Гордеев
Владимир Сурнин
Евгений Федорович Сурнин
Борис и Юлия Скиба
Владимир Шур
Алексей Сазонов
Алексей Сомов
Роза Иосифовна Капелевич
Вячеслав и Владимир Волковы
Вячеслав Пронин
Евгений Юдин
Татьяна и Галина Кузнецовы
Александр Конычев
Николай Николаевич Косяков
Валера Ловчак
Леонид Пахута
Юрий (по паспорту – Георгий)
Маслов
Семён и Владимир Мокрый
Валерий Афиногентов
Владимир Мазанов
Анатолий Фурнэ
Валерий Шаталов
Михаил Кузнецов
Валентин Землянов
Илья Альтшулер
Анатолий Косырев
Владимир Макаров
Сергей Есин
Сергей Бевзенко
Юрий Ерендеев
Виктор Долонько
Борис Телегин
Сергей и Римма Солдатовы
Наталья Бондаренко
Егор Камоцкий
Михаил Козлов
Яков Тахтаров
Сергей Смагин
Алексей Смагин
Сергей Ильин
Андрей Самыкин
Андрей Дзех
Борис Есипов
Виталий Шабанов
Елена Афонина
Алексей Гавриленков
Ирина Ерухимович
Рита Яковлевна Дегтярёва
Владимир Авраменко
Ольга Ермолаева
Александр Исаев
Сергей и Соня Советовы
Ирина Зверева
Также я, как многолетний бессменный директор Музея Валерия Грушина,
убедительно прошу Президиум Клуба пересмотреть отношение к Музею.
Идеи и предложения мы совместно с моей преемницей Тибушкиной Ириной
Викторовной оформим и предоставим вам.
И насчёт Обращения от членов клуба от 17.01.2019 г. …
Вы пишете:
«1. Мы отказываемся от проведения какой-либо формальной «сверки
членской базы» Клуба им. В. Грушина 18.01.2019, считаем её незаконной и не
соответствующей Уставу Клуба» – но данное положение существовало в
Уставе клуба, разработанном Валерой Грушиным, с участием Беллы
Яковлевны Грушиной, начиная с 1967 года. Там был пункт о сверке состава
членов клуба каждые два года. В дальнейшем, в редакции 1993 года и
8
позднее, данный пункт не упоминается. А ведь требование является нормой
для подавляющего большинства общественных организаций…
«4. Требуем размещения вышеуказанного отчета и списка на сайте Клуба
(Грушинского фестиваля), а также рассылки всем членам Клуба по
электронной почте, а при ее отсутствии – в письменном виде на домашний
адрес.» – а куда рассылать-то? И куда звонить? Выверка и проводится для
уточнения адресов, телефонов и других данных…
«6. Категорически возражаем против принятия 18 января 2019 года или
на других «заседаниях Президиума» каких-либо новых членов Клуба без
законно поданных на имя Президента заявлений, рекомендаций и проверки
этих новых людей, насколько они разделяют цели деятельности и традиции
Клуба.» – насколько я знаю, были названы 2 вопроса – выполнение решений
Президента и корректировка членской базы, ни о каких приёмах или
исключениях не говорилось ни слова…
«7. Требуем уважения к истории Клуба, к нашему вкладу в деятельность
Клуба и организацию Грушинских фестивалей и отказа от формального
подхода при определении членства в Клубе!» – Уважение к истории?? Почему
же тогда на протяжении многих лет командировки по местам проживания
членов семьи Грушиных (Нижнее и Верхнее Луостари, Шонгуй, Кинель-
Черкассы, Сафоново и др.), стенды для музея, подготовку материалов для
них – всё приходилось делать за свой счёт? У Грушинского клуба нет средств
на это… Почему же тогда при подготовке Зимнего Грушинского звучали
требования «Хотите выставить стенды? Тогда сами оплатите место для их
размещения…»?
«2. Требуем немедленной передачи Президенту Кейльману Б.Р. и
ответственному за хранение документов Клуба лицу всех документов
Клуба, находящихся у членов Президиума, в том числе, решений Президиума
и других документов, касающихся нашего членства в Клубе.» – перед
переездом Л.И. Васяниной на Байконур в 1971 году она оставила в Клубе
действующие документов (более десятка прошитых папок). В дальнейшем
они были перевезены в 1973 г. в ДК «Звезда», каб. 24. К возвращению
Людмилы Ивановны в Куйбышев в 1974 году значительная часть
документов, в том числе списочный состав, была утрачена. По возвращению
Л.И. Васяниной, ей и мной, Муравьёвой, Т.А., до 1977 года списки были
восстановлены и выверены, первым в списке опять значился Валерий
Грушин. Но далее, когда в 1993 году Грушинский клуб реорганизовался в
качестве общественной организации, ИЗ СПИСКОВ ИМЯ ВАЛЕРИЯ
ГРУШИНА СНОВА ИСЧЕЗЛО, и это за последние годы никак не было
исправлено (хотя в списках в качестве члена клуба, например, значится уже
ушедший Евгений Евтушенко…).
Поэтому ТРЕБУЮ ВОССТАНОВИТЬ ИСТОРИЧЕСКУЮ
СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ВНЕСТИ ИМЯ ВАЛЕРИЯ ГРУШИНА В СПИСКИ
ЧЛЕНОВ ГРУШИНСКОГО КЛУБА ЗА НОМЕРОМ 1 !!!
Тамара Муравьёва.

Добавить комментарий