Прямая линия с Президентом

“Свежая газета Культура” № 11 июнь 2014

Накануне 41-го Всероссийского фестиваля авторской песни имени Валерия Грушина корреспондент «Культуры» Наталья Денисова побеседовала с БОРИСОМ КЕЙЛЬМАНОМ, президентом Грушинского клуба.

– В течение года Грушинский фестиваль – горячая журналистская тема, он – в центре внимания федеральной и самарской прессы, пик интереса приходится на последние две недели. Споры, разговоры, обсуждение стратегий развития – а началась ли подготовка к фестивалю 2014 года? Пришли ли вы к консенсусу?

– Конечно. А консенсус таков: Грушинскому фестивалю – 41 год, он совершенствовался и продолжает совершенствоваться. Ломать ничего не надо.

Но, естественно, все не просто. Процесс болезненный, и в этом году от всех проблем избавиться, конечно, не удастся, но мы будем делать все, что в наших силах, чтобы он был на одной площадке, чтоб наконец-то все люди, которые любят песни, друг друга и замечательную традицию – Грушинский фестиваль, могли быть вместе.

Грушинский фестиваль практически всю жизнь был на Мастрюковских озерах. И кто бы мог себе представить, что эту святую для нас землю можно будет продать, нанять каких-то людей, которые тоже будут делать другой Грушинский фестиваль. Все это полное безобразие, конечно.

Но всякому безобразию когда-то должен прийти конец. У нас было много хороших, продуктивных разговоров с губернатором. В итоге договорились, что Грушинский клуб возьмет на себя творческую часть фестиваля. Мы не какие-то там изверги, которые постоянно душат чьи-то инициативы и стараются все поломать. Все, кому хочется прийти на Грушинскую поляну, – пусть приходят, все будут на равных. Естественно, почетных гостей определяет художественный совет под руководством двух легендарных людей: Олега Митяева и Александра Городницкого. Поскольку фестиваль расширяется, художественный совет расширился, в него вошли Александр Мирзаян, Вадим Егоров, Тимур Ведерников. Уважаемые, талантливые, яркие личности.

– Как фестиваль, который все называют «единым», изменится по сравнению с сороковым, юбилейным?

– Фестиваль прекрасен тем, что он непредсказуем. Интерес огромный, страна большая, людей талантливых немерено, поэтому каждый фестиваль для нас – это ожидание чуда. А может, новый Высоцкий сюда придет, может быть, новый Визбор появится – кто знает?

– А в организации что изменится?

– Будет больше сцен, потому что все традиционные сцены остаются и от Грушинского фестиваля, и от фестиваля, который проходил на Мастрюках.

Когда мы встречались с министром иностранных дел России Сергеем Лавровым (он очень тепло, очень уважительно относится к Грушинскому фестивалю), он сказал, что фестиваль – событие международное. И в этом году мы решили сделать «Интернациональную сцену», куда приезжают русскоязычные люди из самых разных стран. Их объединяет песня, для них это очень важно.

Мои друзья живут в Америке и каждый год сюда приезжают. Говорят, что в Америке живется нормально, но там нет Грушинского фестиваля. «Мы приедем, подышим этим воздухом, и можно дальше жить». И не одни они так думают. В этом году гости из 10 стран приедут к нам. А помните, как в прошлом году на фестивале встречали девочку, приехавшую из-за границы, которая пела Окуджаву? Такую традицию надо холить и лелеять, иначе мы все станем чужими.

– Отразится ли на программе фестиваля юбилей Валерия Грушина? Ведь в этом году ему исполнилось бы 70 лет.

– Приедут люди, которые с ним дружили, которые с ним ходили в походы. Все, кто жив, обязательно приедут. Сам факт, что человека, действительно героического, помнят, – это уже здорово. Что тут еще добавлять? Будут песни, посвященные ему. Валера будет с нами, это понятно.

– Схема проведения нынешнего фестиваля, по сути, как в 80-х годах. Партия с одной стороны, фестиваль с другой и группа посредников, занимающихся хозяйственной деятельностью. Это оптимальный вариант?

– Нет, тут вы не правы. Партия никогда не вмешивалась в проведение фестиваля. Грушинский фестиваль всегда был вне политики. Это его особенность, и мы ее бережем. Есть такой умный человек, Сергей Кириенко, который был председателем Совета министров, он очень любил, опекал Грушинский фестиваль, всегда приезжал, сидел до утра, пока не заканчивался концерт. Как-то он сказал замечательную фразу: «Грушинский фестиваль жив только благодаря тому, что он вне всяких партий. Берегите эту традицию. Если вы этим поступитесь, его очень быстро не будет». Фестиваль – гигантская семья, а когда семья собирается, она ведь не о политике разговаривает.

– Получается, что даже в создании единого фестиваля политика не играла никакой роли?

– Конечно, нет. Причем это не объединение Грушинского фестиваля и «Платформы». Это объединение всех, кому дорога авторская песня, кому дорога фестивальная традиция, кому дорог Валера Грушин, его память, его имя, его подвиг. А с «Платформой» мы никогда не объединялись, там другие люди, другой формат, они здравствуют, занимаются творчеством так, как им захочется. И губернатор сделал совершенно правильно, когда издал распоряжение: провести в Самарской области с 3 по 6 июля 41-й всероссийский Грушинский фестиваль.

– Кто из почетных гостей приедет в этом году на Грушинский?

– Это больной вопрос, на него нельзя ответить, потому что до сих пор не решен вопрос финансирования. Сейчас мы ничего не можем сказать. Хотя давным-давно список приглашенных должен быть в Интернете, мы не можем его написать, потому что не знаем, сколько нам дадут денег. Можем 10 человек пригласить, а можем – 50.

– Получается, что фестиваль все-таки от кого-то зависит?

– Его финансирует министерство культуры России и правительство Самарской области. Пока ни рубля не поступило. Такого еще никогда не было.

– А как вы относитесь к такой фигуре, как Вячеслав Волков – экс-вице-мэр Тольятти, турист, лауреат, а ныне исполнительный директор Грушинского фестиваля?

– С уважением к его биографии. Как и он, был в Гималаях, знаю, что это такое. Я отношусь к нему с уважением и потому, что он лауреат Грушинского фестиваля, помню и очень люблю его песни. Он талантливый человек.

Но как я отношусь к нему как к директору этого непонятного АНО (автономная некоммерческая организация. – Ред.)… Нам сказали: «Будет АНО». Где АНО? Его нет. И какова роль уважаемого мной Славы Волкова – мне неизвестно. И, честно говоря, я переживаю за него. Странно, что он директор несуществующей компании.

– И все-таки, как пройдет фестиваль, принимая во внимание все сложности?

– Я уверен, что, несмотря ни на что, фестиваль пройдет хорошо. Мы всегда переживаем, мучаемся, не спим ночами, нервничаем. А люди приезжают, ставят палатки, разводят костры, поют, радуются, влюбляются, женятся, детей рожают потом. Это великий праздник, он должен быть неформальным, понимаете? И все это будет.

Грушинский – это общение. И этого у нас никто не отнимет. Вот почему так много людей, которых встречаю, говорят: «Какое счастье, наконец-то мы будем на своем месте».

 

Добавить комментарий